Статья искусствоведа Светланы Шатуновой

Искреннее чувство любви

Бывают картины, насыщенные яркой цветовой энергией или отличающиеся сложным композиционным решением. Но вот видишь работы лиричные, неброские на первый взгляд — и чувствуешь искренность, теплое чувство, которое вкладывает художник в свои произведения. К таким мастерам относится Виктор Илларионович Тайдаков.

Выпускник пензенского художественного училища им. Савицкого, он является наследником и продолжателем реалистических традиций, заложенных передвижниками. Пленэр, натура — основа основ этой школы. После окончания училища художник провел больше двух лет на Алтае. Уникальная природа края стала мотивом для творчества. В таких работах как «Алтайская осень», «Зыряновск», «Долина в мае» автор сумел передать величие и неколебимое спокойствие гор, уходящих своими вершинами в небо. Гора Бухторма проходит лейтмотивом «алтайской» серии. Горные поселки, ущелья, поля, деревья — все здесь говорит о первозданности природы, не разрушенной человеком.

Горная тема получила дальнейшее развитие в работах, посвященных другой вершине — Эвересту, который покорил брат художника Юрий. Этому событию посвящены такие картины, как «Восхождение на Эверест. В базовом лагере» и «Эверест». Это уже другая палитра, в ней преобладает холодная суровость природы. Но Виктор Тайдаков так строит композицию картины, что гора, будучи центром пейзажа, все-таки остается на втором плане, а на первом изображен герой — покоритель вершины. Он приближен к зрителю, что создает эффект участия в событии.

В настоящее время главным жанром в творчестве художника остается пейзаж. Виктор Тайдаков решает его как живописными, так и графическими средствами. Особенного внимания достойны акварельные работы. Эта удивительная техника очень капризна — и вместе с тем только ей подвластна передача тонких состояний натуры: прозрачность осеннего воздуха, дожди, туманы, рассветы. Работы, выполненные акварелью, носят этюдный характер, но при этом оставляют впечатление полной законченности. В них есть свежесть восприятия. Акварелью художником выполнены такие циклы как «Двенадцать месяцев», «Волжские берега» и другие.

К циклу «Двенадцать месяцев» относятся «Октябрь», «Грибная пора», «В Жигулях», где удачно передано осеннее буйство красок, которое гармонирует с тяжелым небом и прохладным воздухом. Лиричны весенние мотивы: цветение сирени, первая майская зелень. Солнцем наполнены акварели «Лето в Ризадее», где автору удалось с помощью цвета и света передать ощущение летнего зноя.
Уникальные заповедные берега Волги дарят вдохновение многим поколениям живописцев. Одна из серий так и называется «Волжские берега». Виктор Тайдаков по-своему решает тему. Он выбирает высокую точку зрения, чтобы запечатлеть эпичность пейзажа («Зимние ветлы на реке Сок», «Летний день за Волгой»). Линия горизонта приподнимается, давая свободу водным потокам и их склонам.

Творчеству Виктора Илларионовича Тайдакова присуще ярко выраженное лирическое начало как в пейзажных мотивах, так и в выборе моделей для портретов. Художник с неподдельным интересом и любовью относится к природе, к людям, к своим корням и малой родине, что и можно назвать основным содержанием его творчества.
Светлана Шатунова.