М. Питьева «В заре ваши краски»

21 декабря 2003

художники Сызрани


В заре ваши краски

(Печатается в сокращении.
С полной версией можно ознакомиться в книге: Мастера / Администрация г. Сызрани;
Под ред. И. Чуриковой, И. Ананьевой. — Сызрань: Медиа-Сфера, 2003. — 214 с.)

«Неоценима роль классического наследия, которое сохраняет значение бессмертного образа для всех последующих поколений. Великие произведения в этом смысле напоминают своего рода кладовые, где заключена открытая когда-то мастерами истина. Но если это истина, значит — на все времена. Разумеется, жизнь меняется, возникают новые идеалы, представления. Творения великих мастеров можно сравнить с магическим кристаллом, который с течением времени поворачивается к зрителю все новыми и новыми гранями, которых великое множество»
«Так уж сложилось, что небольшой провинциальный город Сызрань не стал ареной для бурных творческих баталий, которые разгорались между представителями различных художественных объединений, направлений, течений. Да и самой информации о мастерах живописи и декоративно-прикладного искусства в городском архиве сохранилось очень мало. По крупицам приходилось складывать своеобразную мозаику творческого процесса. Тем не менее, оказалось, что нам есть что вспомнить и чему поучиться.

В сохранившихся в городском архиве газетах первые сведения о художниках появляются в1919 году. Это время повсеместного введения ленинского плана монументальной пропаганды. Огромный интерес к искусству широких масс определил возникновение в стране многочисленных студий. В Сызрани при Пролеткульте открылась художественная студия с секциями рисования, живописи и черчения. В ’Доме юношества’ Горотдел народного образования планировал открытие студии живописи. Было очевидным, что ленинский план нацеливал художников на решение определенных идейно-творческих задач.

Газеты писали о ярком красочном оформлении города в дни революционных празднеств. Комиссия по устройству первомайских торжеств выражала благодарность художникам: Смирнову, Рогозину, Гурьеву, Туманову, Тихомирову за участие в оформлении улиц и площадей Сызрани.
Есть несколько упоминаний о заведующем художественной секцией ’Дома искусства’ импрессионисте Тихомирове и о молодом самородке, крестьянине из села Коптевка Иванюке. Другой информации нет.
В 1925 году в городе создается музей местного края, куда начинают стекаться экспонаты. Так в этом же году в музей была передана часть национализированной уникальной живописной коллекции из Усольского имения графов Орловых-Давыдовых»

А город Сызрань жил своей жизнью. Художники нарабатывали опыт, участвовали в различных выставках.

«Интересно проследить в эти годы творческий и жизненный путь Константина Алексеевича Казачкина. Он родился в 1916 году в Сызрани. После Иркутского художественного училища работал учителем рисования в школе. В начале 1937 года Константин назначен заниматься наглядной агитацией. В феврале 1938 года его арестовали как ’политически неблагонадежного’. Десять лет в лагерях Колымы, ГУЛАГ не сломили сильного духом человека, не вытравили чувство прекрасного. Он продолжал заниматься живописью. Обширна география его пейзажей: на полотнах художника и карельские белые ночи, и черноморское побережье, байкальские берега и Волга, Крымза, пруд ГЭС. Пишет он и портреты своих современников. Сильное впечатление производят работы так называемого’колымского цикла’ — ’Воспоминание о Колыме’, ’Метель’»

«В тридцатые и сороковые годы XX века критика очень активно, напористо стремилась не только разобраться в разноречивом мире творческих устремле-ний, но и помочь художникам в поиске ’собственного языка’.

Год 1941. Война вносит свои коррективы. Теперь все силы брошены на развитие агитационной пропагандистской работы. В агитпунктах, в клубах и на фасадах зданий развешивались лозунги, призывающие мобилизовать все силы на уничтожение фашистов. В большом количестве выпускались плакаты, пропагандирующие необходимость овладения военными знаниями. Газеты тех лет писали о наиболее активных коллективах художников. Не раз отмечался завод стандартного домостроения.
Немаловажная роль в любом городе отводилась театру. История сызранской драмы заслуживает внимания не только актерской игрой, но и работой театральных художников. В I939 году из Самары в Сызрань переезжает театральный художник Михаил Свинин, карьера которого складывается очень непросто. Не став главным худож-ником театра, он начинает работать истово, выбирая наиболее сложные в постановочном отношении спектакли. С 1939 по июль 1941 гг. он оформляет 19 спектаклей: ’Разлом’, ’Овод’, ’Галилей’, и еще к двум — ’Шел солдат с фронта’ и ’Дама-невидимка’ успел представить художественному совету эскизы. Война прервала все планы, но и на фронте он остается художником. Рисованные им nopтреты однополчан на почтовых открытках, отсылаемых домой, заменяли фотографии, а иногда оказывались последними изображениями родного человека, приходившими домой накануне похоронки. Прошли страшные годы, пришел солдат с войны и начал работать в Товариществе художников. Позже он переехал в Куйбышев, где работал главным художником ТЮЗа. В 1966 году Михаил Свинин был принят в члены Союза художников СССР, а пять лет спустя удостоен звания ’Заслуженною деятеля искусств РСФСР’.

В конце 50-х в театре довелось работать Ивану Ивановичу Шмакову, который, окончив Московское театральное училище, стал профессиональным актером с правом оформления декораций к спектаклям. Удивительны по точности выражения характера героев его эскизы костюмов для пьес ’Угрюм-река’, ’Улица трех соловьев, 17? и других. Из гастрольных поездок он привозил акварельные пейзажи и портреты-шаржи на своих друзей — Ривмана, Скляревскую, Дымову. На протяжении всей театральной деятельности он постоянно создавал грим-портреты своих героев.

26 лет в театре проработал главным художником Давид Абрамович Брук. Образно, эмоционально решал он оформление спектаклей, используя новые открытия в области сценографии. Это ’Леди Макбет Мценского уезда’, ’Виндзорские насмешницы’ и другие. На Всероссийском смотре за оформление спектакля ’Любовь Яровая’ по пьесе К. Тренева он был удостоен диплома. Его эскизы экспонировались в Москве на выставке работ театральных художников Поволжья. Брук несколько лет руководил студией молодых художников в Доме пионеров. В 1977 году ему было присвоено звание ’Заслуженный работник культуры РСФСР’.

Годы пятидесятые. Снова выставки, и снова критика со стороны коллег из куйбышевского отделения Союза художников. Среди недостатков отмечался один из главных: неорганизованность самодеятельных живописцев, отсутствие студий для систематических занятий и встреч. Поэтому на выставках присутствовалобольшое количество ’сырых’ пейзажных этюдов. Этюд был самоцелью, заслоняя собой главное в творчестве — картину. А социалистическая действительность требовала создания фундаментальных тематических вещей, отражающих жизнь и деятельность советского народа. Секретарь Куйбышевского областного художественного музея А. Михронян писал в отзыве по выставке 1953 года: ’Старейший художник города Дашко показал себя хорошим грамотным рисовальщиком. Молодому растущему художнику Хлопушину необходимо смелее браться за современные темы. А вот работа Тимошенко ’В застенках гестапо’ говорит о зрелости и больших возможностях автора’.

Вообще творчество Ивана Прохоровича Тимошенко занимает особое место в истории становления изобразительного искусства в городе. Естественно, его как участника войны волновано обращение к теме времен сурового лихолетья. Через все его работы на эту тему проходит выстраданное чувство печали и горечи прошедших лет»

«3аветной мечтой художника было открытие в городе детской художественной школы. Дело было очень хорошим, но, как и все начинания, хлопотным. 1 сентября 1967 года школа все же была открыта. Огромное желание передать юному поколению наработанные навыки и знания привело к созданию хорошего фундамента, на котором стало базироваться мастерство и умение детей под руководством опытных педагогов. Это была хорошая академическая школа, со своими классическими приемами. Продолжили и развили ее супруги Садовские: Николай Иванович много лет был директором художественной школы, Людмила Даниловна работала там же преподавателем.
Сегодняшние педагоги Вера Евсеева-Полякова, Анжелика Смирнова, Ольга Неволина, Галина Ерошина вместе с детьми ищут и решают сложные проблемы художественного творчества, зная что успокоенность и уверенность в своей непогрешимости — самый страшный враг для художников.
Возвращясь к пятидесятым годам можно сказать, что наряду с критическими замечаниями со стороны специалистов постоянно отмечался творческий потенциал художников, который нужно было развивать»

«Уже к середине десятилетия в городе образовался костяк художников, который и стал вдохновителем многочисленных выставок, проводимых в Домах культуры, клубах, школах, техникумах. В эти годы работают художники Борис Шишкин, Вячеслав Рябов, Анатолий Хованский, Николай Медвежов. Регулярно проводятся собрания, на которых говорится о достижениях и недостатках. Художники делятся своими впечатлениями, выслушивают мнения куйбышевских коллег. Иван Тимошенко предложил организовать художественную мастерскую при горкомхозе или рекламбюро, которой изначально поручались бы все оформительские работы в городе. Эта мастерская, будучи хозрасчетной, могла бы приобрести материальную базу, необходимую для творческого роста. Располагалась она во Дворце пионеров. Но многое мешало работе: отсутствие серьезных тем, недостаточная профессиональная грамотность исполнителей, плохие материалы(краски, кисти и т. п.). А еще частенько художников заставляли заниматься далеко не творческой работой. Это были таблички для производства типа ’не курить!’, ’не плевать!’»

«У всех художников в те годы было огромное желание совершенствовать свои знания и умения, однако помещения в Доме пионеров явно не хватало. Начались упорные поиски более удобного. Бесконечные хождения по инстанциям — от секретаря обкома до сессии исполкома. В роли просителя-ходока за творческую братию выступил художник Вячеслав Федорович Рябов. Рябов — мастер пейзажа, живая теплота которого приходится ’впору’ ласково-му, доброму к человеку миру, созидаемому художником. Его работы написаны пастозно, щедро, с предельной созвучностью цвета. Мастер тонко передает настроения. Это ’Первые проталины’, ’Оттепель’, ’Ледоход’. В 1997 году Рябов стал первым среди художников лауреатом городской премии ’Признание’»

«Продолжаются упорные поиски помещения. Директор парка культуры имени Горького Александр Васильевич Филаткин, предлагает организовать художественную мастерскую при парке. Заработанные заказами деньги пускать на оплату труда художников, а проценты — на развитие этой зоны отдыха. А как стимул для творчества, после еженедельного отчета, — получение самых легких и хорошо оплачиваемых заказов. Первое помещение было совсем небольшим, но в 1968 году к нему пристраивают разобранный дом, принадлежавший Вячеславу Рябову и купленный отделом культуры. А это еще 56 кв. м. Художникам, работавшим в мастерской, присваивалась категория Союзом художников и обкомом партии. Б. Шишкин, И. Хлопушин, А. Гурюшкин, С. Шишкин, В. Тайдаков и другие имели первую категорию»

«Один из художников — Александр Гурюшкин — заочно окончил факультет изобразительного и декоративно-прикладного искусства Московского универси-тета искусств. Мир природы для него — мир самой полной и совершенной гармонии, в котором все так поразительно чисто и мудро, все части которого находятся в нерасторжимом и вместе с тем подвижном равновесии. Александр Иванович — участник зональной выставки ’Большая Волга’»

«Соратник по ’перу’ Сергей Борисович Шишкин, как и отец, долгое время работал в художественной мастерской оформителем. Но огромный творческий потенциал помог ему стать настоящим живописцем. Сильными сторонами его дарования являются композиционное мастерство (’Казанский кафедральный собор’), выразительность пластического решения, дополняемого чувством тональной гармонии (’Первый снег’), безошибочность художественного вкуса. В 1998 и 2003 годах в городском выставочном зале состоялись персональные выставки художника.

Вместе с этими мастерами кисти работал Алексей Петрович Мамыкин. Окончив в свое время Дулевское училище росписи по фарфору, он не смог найти работу по специальности и работал художником-оформителем. И только уйдя на пенсию, в 60 лет, он начал серьезно заниматься живописью. По-русски щедр на ласку и доброту сердечную, напевно поэтичен мир его работ. Автор воодушевляется красотами волжских берегов. Его полотна яркие и самобытные, как отзвук декоративной росписи. Это ’Май на Волге’, ’Закат’, ’Последний луч’, ’Зимний вечер’. Очень часто художник пишет цветы, завораживающие его своей неповторимой свежестью. Мягкие силуэты делают его работы похожими на сказочные иллюстрации.

На областном уровне отмечался высокий профессионализм наглядной агитации, создаваемой сызранскими художниками. Постоянно велась работа секцией изобразительного искусства. Вскладчину оплачивались приглашенные натурщики, писались натюрморты. Группами по пять-шесть человек выезжали на этюды в луга, за Волгу, в Бахилову Поляну. Регулярно проводились выставки в кинотеатре ’Художественный’, Доме пионеров, краеведческом музее. Мастерская просуществовала достаточно долго. В марте 1990 года ее помещение сгорело.

Параллельно с мастерской в городе работали творческие коллективы оформителей на крупных предприятиях города. Так, например, сформировался коллектив художников в стройтресте? 4: В. Петряшин, В. Зеленов, В. Садов, А. Дудин, В. Николаев, В. Карташев. Эти мастера ежегодно устраивали отчетные выставки.

Выпускник пензенского художественного училища Владимир Петряшин предпочитает всем жанрам изобразительного искусства пейзаж. Нет в eго картинах никаких внешних эффектов, композиция проста и ясна. Художник как бы приглушает, смягчает цвета природы, обобщает форму, благодаря точному тоновому решению добивается ощущения цветового богатства и сложности, умеет передать подвижность воздушного пространства. Легко узнаваемы уголкиродного города (’Пролетарский переулок’), купола соборов и монастырские стены, тихие заводи (’За Волгой’) и заснеженные поля (’Повеяло весною’).

Современность — этап на пути из прошлого в будущее, и, говоря об искусстве сегодняшнего дня, мы невольно прикладываем к нему мерки вчерашнего, рожденного иной жизнью, иным временем. На будущее же мы невольно проецируем сегодняшнее.

В сентябре 1983 года в бывшем особняке купца Чернухина был открыт городской выставочный зал, филиал краеведческого музея. Это был поистине настоящий подарок жителям к 300-летнему юбилею города. Помещение смогло объединить многочисленных художников и мастеров декоративно- прикладного искусства под одной крышей.

После окончания специальных училищ и вузов в городе начинают работать Валерий и Наталья Пушковы — выпускники художественно-графического факультета Ленинградского педагогического института. С 1984 года они работают на производственном объединении ’Плас-тик’ художниками дизайнерами по проектированию и оформлению товаров народного потребления. Работы этих авторов объединяет эффект творческой синхронности и душевного неторопливого собеседования — ’Кремль зимой’, ’Летний букет’. Иногда даже трудно понять, кому ’принадлежит’ вещь, будь то ’Серебристый букет’ кисти Валерия или ’Букет с шишкой’ — Натальи. Красота мира дня них в полнозвучии цвета. Торжествующее, неиссякаемое жизнелю-бие как глубоко принципиальное начало творчества художников определяет мажорность, жизненную полноту их натюрмортов, пейзажей и портретов.

Настоящий мастер воды и натюрморта — Ольга Белоногова. В работах ’Яблоки в корзине’, ’Индийская ваза с фруктами’, ’Весенний разлив’ автор тонко улавливает моменты изменчивой жизни природы, переживает и осмысливает их, создавая некое новое поэтическое понятие.

Яркая, сочная палитра работ сызранской художницы Светланы Егольниковой выделяет ее среди других мастеров. Превосходный колорист, со вкусом и тактом находящий тончайшие световые соотношения. Поражают жизнелюбие и особая любовь мастера к детям, чьи портреты удаются ей более всего — ’Портрет дочери’, ’Олечка’. Наполнены светом и воздухом ее пейзажи и натюрморты: ’Перед грозой’, ’Молодецкий курган’, ’Спелое яблоко’.

Живописцами часто становятся люди, которые по каким-либо причинам не получили специального образования, но любовь к прекрасному стала преро-гативой их жизни.

В выставочном зале удачно проходят выставки с участием Валентина Лашина. Огромный творческий заряд он получал в свое время от поездок на творческую дачу — Бахилову Поляну. Общение с самарскими художниками Комиссаровым, Острецовым, Пурыгиным оставило неизгладимый след в его памяти.

Избирательным чувством красоты окружающего мира наделен Владимир Горбач. Живописец непосредственно-чувственного, интуитивного плана, уме-ющий показать в своих работах радость общения с природой. В работах ’Лесные цветы’, ’Демидовка’, ’Вечер на Усе’ художник оставляет на полотне не только результат, но и процесс познания, позволяет нам приобщаться к его работе, размышлять, грустить и радоваться вместе с ней.

’Левая Волга — протоки, озера,
Ветлы, луга, тополя, камыши,
Щедрое солнце на водных просторах,
Дали, поля колосящейся ржи’.

Это стихи одного интересного, увлеченного живописью и поэзией человека — художника Ивана Заварзина. Все эти красоты мы видим в его пейзажах ’Июньская свежесть’, ’На левой Волге’.
В технике пастельной живописи работает Виктор Волков. Он ценит этот пластичный материал за бархатистость и мягкость звучания. Особая чистота цвета достигается тем, что мастер его не смешивает, и он надолго сохраняет свою первозданность. Наиболее удачными являются натюрморты художника.

Гармония чистых, насыщенных тонов, классическая стройность и завершенность присуща работам еще одного сызранского живописца — Георгия Кардаша. Он стремится достичь пластической свободы и движения в пределах единого контура. Таковы его ’Прилив. Северное море’, ’Берег Ирландии’.
Несколько поздно началась творческая биография Александра Леднёва. Окончив вечернее отделение художественной школы, он понял, что его призва-ние — живопись, возможности которой наиболее полно открываются в его зимних пейзажах. Мощные по лепке объемов, звучные и вместе с тем гармоничные по цветовым отношениям, наполненные светом, эти работы отличаются тонкостью живописных соотношений. Первая пробная персональная выставка А.Леднёва состоялась и 2000 году.
Среди художников-самоучек попадаются настолько талантливые люди, что они преодолевают барьер непрофессионализма. Речь — о ярком представителе наивного искусства из села Троицкое, Иване Кузине. Его пейзажи светлые и чистые. Но по детски честные, бесхитростные, эти произведения окрашены умудренностью их создателя, прожившего на свете немало лет. Таковы его ’Парк из села Троицкого’, ’Рыбачий залив в Троицком’, ’По грибы’.

В девяностых годах в сызранском драматическом театре появился яркий и неординарный мастер сценографии, живописи и графики — Валерий Ковалев. ’Журавлиные перья’, ’Дон Хуан или…’, ’Пигмалион’, ’Вишневый сад’ — вот несколько спектаклей из вереницы оформленных художником, где он пытается решить одну из главных задач сценографии — объединение пространства сцены со зрительным залом, нередко еще и выступая в роли автора сценической постановки, четко определяя стилистику спектакля. По словам мастера, сценографию считает профессией, а живопись и графику — ’эссенцией’ своего творчества. Тяготение к полиптихам в живописи (’Вариации на темы Джорджоне и Дионисия’, ’Здравствуйте, господин Рембрандт’) и сериям в графике (’Семитские типы’, ’Сонет Бродского’, ’Вишневый сад’) органично для композиционного мышления и помогает художнику понять принципы сценического решения спектакля. В 1997 году В. Кова-лев стал лауреатом премии ’Признание’. В 1998 и 2002 годах проходили его персональные выставки в городском выставочном зале, а с октября по январь 2003 — в галерее Союза театральных деятелей в Москве.

Серьезный творческий диалог, начатый художниками старшего поколения, поддерживается молодыми сызранскими мастерами — Эдуардом Харитоно-вым и выпускниками Пензенского художественного училища Марией Гавриловой, Юлией Дадаевой, Вячеславом Родниковым, Сергеем Жалниным. Молодость — пора особенно сильных, ярких и непосредственных переживаний. Для этих авторов естественен оптимистический взгляд на жизнь: все еще впереди, в будущем, и сами они принадлежат будущему. В их творчестве еще происходит формирование своего лица, своего образного строя, своей манеры. И очень важно все это не растерять в условиях рыночных отношений. В нынешнее время, когда все больше внимания уделяется интерьеру, стилистике бытового и делового антуража, такой вид изобразительного искусства, как батик, а в этой технике работает Екатерина Пушкова, переживает своеобразную ’эпоху возрождения’. С помощью живописи по шелку, обладающей по-особому теплой, почти одушевленной красотой, автор создает образы яркого, эмоционального звучания. Это ее ’Ева’, ’Чета влюбленных’, ’Полет колибри’. Рассматривание работ становится увлекательной игрой.
С творчеством молодых дарований можно познакомиться на многочисленных выставках, в которых они принимают участие, будь то городские или областные.

В чем же величие, в чем главная заслуга художника? Один мастер отыскивает новые пути в живописи, другой открывает новые пласты жизни, недоступные кисти доселе, третий завершает направление в развитии художественного творчества. А в целом все творят в огромном, неисчерпаемом мире, но каждый находит в нем что-то свое»