Виктор Тайдаков. Персональная выставка «Мелодия цвета». Сызрань 2014

Говорить о живописи трудно, почти невозможно. Живопись избега­ет слов, ибо она обладает своим языком, как и каждое живое искус­ство. В искусстве что-то должно оставаться недосказанным, ведь искусство — это то чудо, которое остаётся и ускользает из рук, когда обо всём как будто бы уже сказано. Поэтому искусство нельзя объяснить или разъяснить. Его надо не понимать, а почувствовать.
Берута Баумане. Латышская художница


Встреча с творчеством Тайдакова Виктора Илларионовича для меня всегда радость, удивление, восторг и благодарность за умение расшевелить душу и…почувствовать.

Виктор Илларионович — художник-универсал, обладающий многогранным талантом, воспитанным вкусом и чувством меры. Ему подвластны разные ма­териалы — масло, темпера, акварель… Это позволяет автору создавать профес­сиональные работы в разных техниках и разных жанрах.

Остановимся на акварели.

Из всех изобразительных материалов акварель больше всего привлекает ху­дожников, несмотря на её сложность. Но ни одна другая техника не позволяет создавать такие изысканные картины с необыкновенным богатством оттенков, полутонов и прозрачными красочными слоями, сквозь которые просвечивает­ся фактура бумаги. Эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. Она требует быстрой, точной работы, почти не терпит исправлений, малейшей затёртости, неясности. Её привлекательность заключается в яркости цвета, светоносности, прозрачности, свежести впечатления. Акварельная техника требует от художника отличной технической подготовленности, внутренней смелости, быстроты реакции. Виктор Тайдаков профессионально обладает этими качествами.

Как выпускник Пензенского художественного училища им. Савицкого, Вик­тор Илларионович воспитан на традициях русской живописной школы, а в России было немало выдающихся акварелистов: К. П. Брюллов, А. А. Иванов, . А. Федотов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, И. Суриков, В. А. Серов, М. А. Врубель… Каждый из них внёс богатейший вклад в русскую акварельную школу. Продолжили традиции этой школы и дали акварели новое развитие А. П. Остроумова-Лебедева, П. П. Кончаловский, В. Герасимов, А. А. Дейнека, Н. А. Тырса, А. В. Фонвизин.

Виктору Илларионовичу посчастливилось учиться у замечательного педаго­га-живописца Г. В. Жакова. Художник годами нарабатывал мастерство и те­перь демонстрирует необыкновенную утончённость и выразительность этой техники. Это достигается виртуозным владением кисти, тонким восприятием цвета, колористическими способностями, умением цельно воспринимать и пе­редавать окружающий мир. Психологически это воздействует на подсознание зрителя, приковывает его внимание, заставляет приблизиться к картине. Вы­разительность картин художника — это способность останавливать зрителя.

Разве можно остаться равнодушным к картинам «Гроза надвигается», «Весен­ние сумерки», «Солнце спряталось»?

Если работы условно поделить на ранний и поздний периоды, можно отме­тить, что ранние работы автора более темпераментны, экспрессивны, более локальны: «Жаркий август», «Алтайское поле», «Дорога на Столбовуху», «Ту­ман», «Сентябрь в долине». Во всех работах чувствуется необычайная энерге­тика цвета.

Художник, мастерски владея в акварельной живописи техникой алла прима (итал.-сразу, с первого раза, за один приём) пишет пейзажи свежо, сочно, не затирая, не замутняя цвета. Это является показателем мастерства, требует от художника большой внутренней концентрации.

В более поздних работах прослеживается больше лирики, детализации, но при этом целостность, из-за приёма сфумато, как единого цветового волокна остаётся в работах. Виктор Тайдаков достиг такого уровня совершенства, что в его работах чувствуется его виртуозный подвижный мазок («Волжские про­сторы», «Вечер у Кашпир-Рудника»). Многие работы художника импрессиони­стичны «Ветреный день», «Усинские просторы», «На озере Широком», «Два моста», «Октябрьские туманы». Всё в природе мимолётно, всё изменчиво, и эта удивительная способность ухватить трепетное состояние природы автору удаётся.

Работы художника наполнены цветом, светом и воздухом. В живописном пейзаже уметь создать воздушную среду, почувствовать и передать цвет воз­духа — дорогого стоит. Художник Фальк P.P. сравнивал пейзаж с воздушным аквариумом: всё в нём взаимосвязано, всё неразрывно, всё цельно. Интерес к световоздушной среде, обволакивающей предметы, привёл Виктора Тайдако­ва к использованию валёрной живописи. (Валёр — это оттенок тона во взаимос­вязи с другими оттенками, выражающий определённое соотношение цвета и тени, и позволяющий тоньше и богаче показывать предметы в световоздушной среде). Присмотритесь к работам, и вы почувствуете воздушность, прозрач­ность и летящий почерк («В Жигулях», «Сентябрь в Жигулях», «Волга под Жи­гулёвском», «Воскресная Волга»). Любуйтесь красотой пленерной живописи. Пронизанность светом делает её лёгкой и воздушной.

Мы живём среди красивейших мест, но часто не замечаем этого. Худож­ник наделён даром открывать красоту окружающего мира, помогать увидеть её даже в самом обыденном. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратить внимание на выбор трогательных и незамысловатых мотивов в работах «За-сызранская сирень», «Заборовская улочка», «Утро в микрорайоне», «Уголок старой Сызрани», «Деревенька» с её извилистой дорогой, приглашающей по­сетить деревенскую церквушку. Все они поражают своей простой красотой. От них веет добротой и любовью к родным местам. Работы наполнены реальной жизнью, внутренней динамикой.

Нельзя не отметить композиционный дар художника. Какой бы не была со­вершенной техника, без продуманной композиции ни одна работа не может быть профессиональной.

Мастер обладает удивительным свойством передавать настроение. Ни один художник-пейзажист не пренебрегал этим чувством. Снова хочется вспомнить русские традиции в пейзажной живописи. Лирику и психологизм пейзажей Ле­витана, экспрессию мазка Серова, удаль Коровина.

Когда смотришь на работы Виктора Илларионовича, кажется что всё легко и просто: и колорит присутствует, и композиция завораживает, и люди ненавяз­чиво создают настроение. Но за всем этим огромный труд, любовь к искусству, отточенное мастерство.

Художник создаёт живописными средствами неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и даёт пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства. Только благодаря дару художника его молча­ливое искусство вызывает у зрителя глубокое эмоциональное переживание и пробуждает мысль.
Искусствовед Н. Н. Белякова
«Жигулёвские сестрички», б.акв, 57*81, 2012 г.
«Сызранские ивушки», б.акв, 57*81, 2012 г.
«Лбище», б.акв, 40*57,2013 г.
«Оттепель», б.акв, 38*56,2014 г.
«Майская зелень», б.акв, 37*57, 2012 г.
«Начало лета», б.акв, 59*80, 2010 г.
«Кремль перед заполнением Саратовского водохранилища», б.акв, 35*53,2013 г.
«Мосты на юг», б.акв, 56*80,2013 г.
«Февральский вечер», б.акв, 38*56, 2014 г.
«Снежит», б.акв, 38*56, 2014 г.
«Весеннее Кушниково», б.акв, 38*56,2013 г.
«Лето на Крымзе», б.акв, 39*59, 2010 г.
«Черёмуховая протока», б.акв, 57*80,2013 г.
«Пленер. Явление музы», б.акв, 55*80,2013 г.
«Нестеровский мотив», б.акв, 32*53, 2013 г.
«Октябрь», б.акв, 37*59, 2013 г.
«Шигонские просторы», б.акв, 39*59,2013 г.
«Первый иней. Первый лёд», б.акв, 38*56,2013 г.
«Заборовские мотивы», б.акв, 38*56,2013 г.
«Сухая осень», б.акв, 40*56,2013 г.
«Зелёный дом на весенней Волге», б.акв, 58*78, 2013 г.
«Осенние этюды», б.акв, 37*57, 2010 г.
«Осень в лесопарке», х.масло, 70*90,2010 г.
«Ветреный день на Волге», б.акв, 40*60,2012 г.
«Первая весна», х.масло, 70*90,2013 г.
«Вечер на островах», б.акв, 39*59, 2013 г.
«На Усе», х.масло, 80*60, 2009 г.
«Осенний клён», б.акв, 38*56,2011 г.
«Майская стирка», б.акв, 40*30 1970 г.
«Первый снег в Ильинке», б.акв, 37*50, 2013 г.
«Сирень в Кушниково», б.акв, 58*80,2013 г.
«Апрельский пленер», б.акв, 59*80,2013 г.
«Прощёное Воскресенье», б.акв, 39*59, 2011 г.
«Мосток в прошлое», б.акв, 55*82,2013 г.
«Зимняя Кубра», б.акв, 37*58, 2013 г.
«Кубра майская», б.акв, 55*80,2013 г.
«Где-то есть город…», б.акв, 40*57,2012 г.
«Сызранские берёзы», б.акв, 38*58, 2013 г.
«Стрельня», б.акв, 56*80,2013 г.
«Майский вечер», х.масло, 70*90,2013 г.
«На Волжских гривах», б.акв, 39*59, 2013 г.
«Все дороги ведут в Москву», б.акв, 57*77,2013 г.
«Октябрь на Бахиловой», б.акв, 37*57,2013 г.
«Шигонское раздолье», б.акв, 39*59, 2013 г.
«Улочка старой Сызрани», б.акв, 35*55,2012 г.
«На улице Набережной», б.акв, 40*60,2013 г.
«Мартовский солнцеворот», б.акв, 57*77,2014 г.
«Волжский дуб в Семёновке», б.акв, 57*81,2013 г.
«Первое золото сентября», б.акв, 56*82,2012 г.
«Март на Монгоре», б.акв, 37*58,2012 г.
«После снегопада», б.акв, 39*59,2014 г.
«Сентябрьская набережная», б.акв, 39*59,2013 г.
«Начало осени», б.акв, 61*86,2012 г.
«В Кремлёвском сквере», б.акв, 36*55, 2013 г.
«Осенний вечер», х.масло, 60*80,2013 г.
«Пойма реки Кубра», б.акв, 40*58,2012 г.
«Апрель прозрачный», б.акв, 40*57, 2012 г.
«В Жигулёвском заповеднике», б.акв, 53*73, 2012 г.
«Рождественское полнолуние», б.акв, 37*58, 2012 г.
«Эверест. В базовом лагере.», х.масло, 60*80, 2012 г.
«Мартовский вечер», б.акв, 47*67,2010 г.
«Домбай.», х.масло, 60*80,2009 г.
«Утро на Монгоре», б.акв, 40*60, 2012 г.
«На озере Широком», б.акв, 40*60, 2010 г.
«Кубринский родник», б.акв, 39*56, 2011 г.
«Сызранская зима», х.масло, 70*90,2013 г.
«Хуторская черёмуха», х.масло, 47*56,2012 г.
«Урожайный август», х.масло, 60*801979 г.
«Солнечные лучи», х.масло, 50*70, 2012 г.
«Жигули заповедные», х.масло, 60*80,2012 г.
«Рудницкая Волга», б.акв, 30*40, 2013 г.
«Осень», х.масло, 60*80,2011 г.
«Кубра в начале лета», б.акв, 30*40,2013 г.
«Зимний туман», б.акв, 39*58, 2012 г.
«Два моста», б.акв, 50*72,2013 г.
«Апрельские снегири», б.акв, 39*57,2011 г.
«Христорождественский храм», б.акв, 59*81,2013 г.
«Заволжье», б.акв, 40*60, 2012 г.
«Сиреневый вечер», б.акв, 37*57,2013 г.
«Весна тополя-старожила», х.масло, 70*90, 2013 г.
«Скоро Муранка», б.акв, 40*59, 2011 г.
«Переволокские дали», б.акв, 40*60, 2013 г.
«У Кремля», б.акв, 40*60, 2012 г.
«Остролистый клён», б.акв, 38*55, 2012 г.
«Большой паводок 1978 г.», б.акв, 60*80,2013 г.
«Белов дом», б.акв, 39*89,2012 г.
«Утренняя луна», б.акв, 37*57,2010 г.
«Утренние лучи», к.масло, 42*321968 г.
«Морозный день», к.масло, 42*32 1968 г.
«Весна. Тихий уголок», х.масло, 60*80, 2010 г.
«В Кремлёвском сквере», б.акв, 39*59,2010 г.
«День Прощёного Воскресенья», б.акв, 37*55,2010 г.
«Белый шиповник», б.акв, 47*74,2012 г.
«Над Волгой», х.масло, 80*125,2013 г.
«Снежное утро», б.акв, 40*60, 2014 г.
«Зима за Волгой», б.акв, 36*55, 2013 г.
«Тучка вечерняя», б.акв, 55*80, 2012 г.
«Волжское утро», б.акв, 56*79,2013 г.
«Интересная книга», х.масло, 107*75 1971 г.
«На улице Интернациональной», б.акв, 37*57, 2012 г.
«Холодный дождь», б.акв, 38*56,2012 г.
«Бабушкина сирень», б.акв, 39*59,2010 г.
«Март на Воложке», б.акв, 38*56, 2011 г.
«Слепой дождь», б.акв, 15*28 1975 г.
«Рождественское полнолуние», б.акв, 40*60, 2012 г.
«Утро в Новозаборовском», б.акв, 39*59, 2013 г.
«День на Благовещение», б.акв, 59*81,2013 г.
«Март», к.масло, 23*37 1971 г.
«Вышневолоцкие мотивы», х.масло, 60*801971 г.
«Весна на реке Большой Черемшан», б.акв, 40*60, 2013 г.
«Яблони цветут», к.масло, 33*44 1971 г.
«Лето на набережной», б.акв, 40*60,2012 г.
«Зимний камыш», б.акв, 37*57, 2012 г.
«Весна на пруду», х.масло, 70*90,2012 г.
«Утро», б.акв, 40*60, 2012 г.
«ВЕСНА», б.тушь.перо, 49*69 1970 г.
«Заволжская гостья», б.акв, 59*83,2013 г.
«Ноябрь в Сызрани», б.акв, 40*60, 2013 г.
«Тишерек», б.акв, 30*40,2014 г.
«На кремлёвской набережной», б.акв, 40*60, 2012 г.
«Снежный день», б.акв, 40*60,2013 г.
«Лето на Волге», б.акв, 60*80,2013 г.
«Уходит вечер, ночь близка», б.акв, 57*77, 2013 г.
«Вечерняя дорога», б.акв, 30*40, 2013 г.
«Приволжская деревенька», б.акв, 40*60, 2012 г.
«Осень в Ширяево», орг.масло, 45*65, 2013 г.