Творчество художника Виктора Тайдакова

Художественные критики всегда обращают внимание на особую роль света в работах Виктора Илларионовича Тайдакова. Чуждые всякой нарочитости и эпатажности, его картины порой словно отражают и рассыпают лучи. Так и тянет оглянуться: нет ли солнечного зайчика на противоположной стене? Однако все не так просто. Его палитра многокрасочна, но мудра и уравновешена. Его свет волшебен, но и неопровержимо достоверен. Просто, чтобы видеть его, надо иметь глаза художника и сердце, полное любви.


Талант Виктора Тайдакова обнаружился в довольно раннем детстве, которое прошло в Сызрани. Семья художника перебралась туда из деревни Клявлино, где он родился в 1949-м году. Способность к художественному видению мира у маленького Виктора раскрыла внимательная мама. Зоя Ивановна, профессиональный, выдающийся учитель, не только разглядела «непохожесть» сына, но и сумела поддержать в нем стремление выразить себя в художественном творчестве. Первая и очень важная для будущего художника «персональная выставка» состоялась именно дома.


Способного мальчика отправили обучаться премудростям художественной техники в изостудии сызранского Дворца пионеров. Учили там хорошо: сразу после окончания средней школы Виктор смог устроиться на работу как художник по специальности. Уже после он поступил в прославленное училище им. Савицкого в Пензе, где с юношей занимались такие известные мастера как А. С. Шурчилов, Г. В. Жаков, директор училища Р. В. Анохина. По распределению после окончания училища Виктор Илларионович поехал в Восточный Казахстан…


Это был особый период жизни Виктора Тайдакова, оставивший на память о себе щемящие пейзажи и зарисовки природы и лиц Алтая. Он жадно работал, постепенно, шаг за шагом перенося на палитру живые краски природы этого края. Именно тогда его живопись обрела свои черты: смелую, отточенную цветовую палитру, спокойную радость бытия и тонкий живой нерв реальности, которые делают узнаваемым почерк этого мастера.


Этот нерв остался в его работах и когда, уже в 1973 году, он вернулся в Сызрань, к степенным берегам Средней Волги. Он стал писать свой родной край полным небесного света: с пульсирующей жилкой живой жизни, с церквями, кущами, речными водами, и, конечно, людьми.


…Одна из давних работ Виктора Тайдакова — «Наташа. Старая книга», где моделью послужила его, тогда совсем молоденькая, жена. Девушка погружена в изучение ветхой и, судя по следам многократного чтения, увлекательной книги. Ее склоненная фигура организует в пространстве ось незримой энергии, словно чтица изменяет окружающий мир, внося в него непререкаемый смысл того счастливого бытия, который известен детям и философам. Кажется, этот смысл приходит из старой книги, к которой обращено внимание девушки. Но нет: она сама, ее живое присутствие одухотворяет безмятежность окружающего ее пространства.

В. Тайдаков. Наташа. Старая книга.

Сам Виктор Илларионович как-то сказал в интервью местному телеканалу, что основная разница в его изображении природы и людей в том, что в природе он стремится запечатлеть сиюминутный миг радости, а в портрете — раскрыть внутреннюю сущность человеческого характера, увидеть глубину пережитого. Иными словами — увидеть его в свете времени, а не пространства, застать на личном пути из прошлого в будущее. Не это ли знание природы внутреннего света в человеке?


Виктор Илларионович по-прежнему живет и работает в Сызрани, в окружении любящей семьи, дочерей, внуков. Уважаемый мастер, он преподает юным художникам, но его личный творческий поиск продолжается. Тайдакову сегодняшнему подвластна различная техника — богатство масла, хрупкая тонкость акварели, экспрессия темперы. Это лишь средства, которыми он пишет моменты жизни. Пишет с метафизической тщательностью: этому мастеру не нужны фокусы, в его мире достаточно чудес.


Говорят, что во многом импульс к творчеству в зрелые годы придал любимый брат, которому посвящено немало работ художника. Юрий Тайдаков — известный путешественник, покоритель Эвереста, Северного и Южного полюсов. Именно он, верный друг и ценитель таланта Виктора, был вдохновителем юбилейной выставки в год 60-летия художника. Та выставка не только позволила систематизировать ранее написанное, но и задала новый творческий вектор зрелому мастеру.

В. Тайдаков. Восхождение на Эверест. В базовом лагере 5200 м.

В последние годы Виктор Илларионович, совершенствуясь в сложнейшей акварельной технике, добивается намного большего, чем принято ждать от акварели. Взгляните на его весенние зарисовки 2010-го! В этой абсолютной цветопередаче, в праздничной игре снежных теней, в живой воде и радостных линиях ворочается в тающих снегах древнее, извечное бытие и неудержимо пробивается молодое движение жизни. Эти работы далеки от всякой декоративности, они правдивы до промокших ботинок и застывших на холоде рук, в них дышит пленэр!


Его правда — во внутренних, рождаемых светом реверберациях, которые делают двумерное пространство объемным и живым. Реверберации, подобные тем, что рождены хорошей музыкой: это не только физика, это еще и искусство.


Год 2011 для Виктора Илларионовича особый — 40 лет со дня окончания училища и начала профессиональной деятельности. Персональная выставка в Самаре — очередной этап творческой зрелости мастера. Его работы, старые и совсем новые, составили основу арт-проекта «Реверберации». Они представлены самарской публике в сопровождении музыки Алексея Станчинского, созвучной настроению работ мастера. В синтезе с прекрасной русской музыкой зрителям предстает мир, каким его видит художник — мир, полный красок, света и тайн…


Татьяна Новикова