Открытие персональной выставки в Сызрани «Прямоугольник цвета»

2 июля 2009

выставка, анонс, Сызрань, Прямоугольник цвета


Приглашение на выставку Виктора Тайдакова

2 июля 2009 года в Выставочном зале (г. Сызрань, ул. Свердлова, 2) — открытие юбилейной персональной выставки «Прямоугольник цвета».
Юбилейная выставка произведений сызранского живописца Виктора Илларионовича Тайдакова имеет название «Прямоугольник цвета».

Приглядитесь к его полотнам, войдите в мир, созданный художником в разные периоды творчества. Здесь вы найдете и волжские места — Сызрань, Шигоны, Жигули, и Алтай, и Кавказ, и Тверь. Его полотна отличают выразительность, художественная правда, пристальное внимание к окружающему миру. Подводя итог пройденному отрезку творческого и жизненного пути, Виктор Илларионович посвящает эту выставку прежде всего своей семье, родному городу и любителям живописи.

К подобным мероприятиям мастера обычно готовятся загодя. Ведь нужно ответить на вопрос: в чем смысл твоего многолетнего труда. Виктор Илларионович долго колебался, стоит ли устраивать персональный показ. Решающим стало мнение брата Юрия, как называет его сам юбиляр, «человека мира», альпиниста, отметившего свое 50-летие восхождением на Эверест и побывавшего на Северном Полюсе. Он всегда живо интересовался творчеством брата-художника, поддерживал его морально и материально. Вот и на этот раз убедил в необходимости юбилейной выставки.

За 40 лет творчества у Тайдакова их было немало — в Сызрани, Самаре, Горьком, Зыряновске, Усть-Каменогорске, Алма-Ате. Судьба не обделяла его и любовью почитателей. Его картины находятся во многих частных коллекциях по всей России и за рубежом, в Сызранском краеведческом музее. Но он никогда не стремился работать ради денег, не мерил свою популярность продаваемостью картин. Виктор Илларионович порой просто дарит работы людям, которых уважает и любит. Как истинный художник, Тайдаков по-своему поэтично воспринимает жизнь, полную красок, волнующую быстролетностью мгновений.

Даже в самом обычном одиноком придорожном кусте шиповника («Куст шиповника») Виктор Илларионович усмотрел воплощение гармонии жизни. Основное место в его творчестве занимает пейзаж. Притулившиеся за оградами домики, что можно встретить в любой деревне, красавицы березы, так любимые художником, неуловимые, завораживающие мгновения восходов и закатов солнца, звенящего мороза, грозы, что вот-вот разразится…

Но Виктор Тайдаков не копиист. Он обладает удивительной способностью останавливать миг, передавать на полотне то, что затронуло его как живописца. Как композитор наполняет произведение энергией собственной души, так талантливый художник привносит в картину свое видение мира. Этого Тайдаков добивается, следуя одному непреложному правилу, которому научил его художник А. Шурчилов: «Запоминайте, вы можете сделать два-три мазка, небольшой набросок, но картина должна быть у вас в голове». Такая работа сродни литературной.

Однако сказать, что Тайдаков — это исключительно пейзажист, нельзя. Из-под его кисти вышли и натюрморты, и портреты — отца, седовласого старика, работницы «Зеленстроя» Вали, автопортрет и другие. В каждом из них виден характер и неповторимый образ. Тайдаков пишет акварелью, гуашью, маслом, темперой, рисует карандашом, углем. Однако предпочитает акварель за ее особые возможности. Представитель станковой живописи, он работает в манере пастозно-корпусного письма, порой совмещая его с традиционной работой кистью.

По словам Виктора Илларионовича, использование мастихина дает чистоту цвета, дополнительный объем. Художник Тайдаков появился на свет в селе Клявлино, что на севере Самарской области. Но вскоре его семья переехала жить в наш город, поэтому Виктор Илларионович считает себя коренным сызранцем. «Улица Набережная, луга напротив сызранского кремля, речка в своем русле, — вспоминает живописец, — соединение Крымзы и Сызранки — здесь прошло мое детство». Кусочек тех мест запечатлен в картине «Малая родина моя». А сегодня тут высятся девятиэтажки.

Способность Виктора Илларионовича воспринимать жизнь через гамму красок обнаружила в раннем детстве мама Зоя Ивановна (сегодня — учитель математики с 67-летним стажем, Отличник народного просвещения, Почетный гражданин города). Тайдаков даже помнит момент, как это случилось. В 1955 году мама и сын отправились на пароходе к отцу, участнику Великой Отечественной войны, в Горький, где он находился на военных сборах. И маленького Витю так поразила особая праздничная атмосфера — провожающие машут руками отъезжающим, огромный колёсный пароход, — что ему захотелось это нарисовать. Мама потом рисунок подправила, обронив замечание про картинную плоскость, чем пробудила интерес в сыне к законам изобразительного искусства. Она же организовала первую в его жизни, домашнюю, персональную выставку дошкольных работ.

А затем была учеба в изостудии Дворца пионеров, участие в ученических выставках. Как одного из лучших воспитанников, В. Тайдакова дважды премировали поездками — в Ростов-на-Дону и Ленинград. В изостудии занятия вели талантливые преподаватели, благодаря которым интерес Виктора к живописи многократно возрос: живая, энергичная Н. Хрущева, увлеченный, неординарный художник А. Гурюшкин, своеобразный А. Дунин.

После окончания средней школы № 1 в 1966 году В. Тайдаков работал художником на 136-ом мехзаводе. Это был год его профессионального определения. Именно тогда Виктор Илларионович сделал выбор в пользу одного из престижнейших художественных училищ Советского Союза — Пензенского — им. Савицкого. Здесь особое влияние на становление будущего мастера оказали прекрасный педагог и ведущий живописец Ленинграда Александр Спиридонович Шурчилов, Герман Васильевич Жаков, обладающий своеобразной манерой письма, и директор училища Римма Васильевна Анохина.

Потом было распределение в восточный Казахстан, в г. Зыряновск. Здесь Тайдакову довелось работать и с камнем, и с деревом, лить из металла. Но главное место по-прежнему занимала живопись. Алтаю Тайдаков посвятил огромный пласт своего творчества. Разнообразная, непривычная для волжанина, но такая благодатная для художника природа, насыщенная красками, дала Виктору Илларионовичу богатую почву для реализации своего таланта. Оттуда он привез картину «Дорога на Столбовуху», где изображена тропа, ведущая к самой высокой точке Алтая, на гору Белуху. Времена года, закаты и рассветы в горах представлены на полотнах во всей своей красоте и неповторимости.

По возвращении в Сызрань В. Тайдаков работал в художественной мастерской и одновременно, с 1978 по 1983 годы, преподавал в Сызранской художественной школе. Помня, как важно для учеников получить поддержку преподавателя, Виктор Илларионович старался поступать так же, как в свое время делал Гурюшкин: заинтересовать ребенка и дать толчок к развитию таланта. Потом Тайдаков трудился на местных крупных предприятиях художником. Сегодня он — дизайнер ЗАО «Орион». Картины Тайдакова — прямоугольники цвета — окна в огромный мир, полный красок. И художник, в день своего 60-летия, продолжает творить галерею живописных поэм о жизни во всем ее многообразии.

От издательства.