Выставка в Сызрани в 2012 году


Виктор Тайдаков

«Волжские берега»

Персональная выставка. Живопись. 2012 год. Сызрань.
МБУ «Краеведческий музей г. о. Сызрань»


Встреча с творчеством Тайдакова Виктора Илларионовича для меня всегда радость, удивление, восторг и благодарность за умение расшевелить душу и…почувствовать.

Виктор Илларионович — художник-универсал, обладающий многогранным талантом, воспитанным вкусом и чувством меры. Ему подвластны разные материалы масло, темпера, акварель… Это позволяет автору создавать профессиональные работы в разных техниках и разных жанрах. Остановимся на акварели.

Из всех изобразительных материалов акварель больше всего привлекает художников, несмотря на её сложность. Но ни одна другая техника не позволяет создавать такие изысканные картины с необыкновенным богатством оттенков, полутонов и прозрачными красочными слоями, сквозь которые просвечивается фактура бумаги. Эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. Она требует быстрой, точной работы, почти не терпит исправлений, малейшей затёртости, неясности. Её привлекательность заключается в яркости цвета, светоносности, прозрачности, свежести впечатления. Акварельная техника требует от художника отличной технической подготовленности, внутренней смелости, быстроты реакции. Виктор Тайдаков профессионально обладает этими качествами.

Как выпускник Пензенского художественного училища им. Савицкого, Виктор Илларионович воспитан на традициях русской живописной школы, а в России было немало выдающихся акварелистов: К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. А. Врубель… Каждый из них внёс богатейший вклад в русскую акварельную школу. Продолжили традиции этой школы и дали акварели новое развитие А. П. Остроумова-Лебедева, П. П. Кончаловский, С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, Н. А. Тырса, А. В. Фонвизин.

Виктору Илларионовичу посчастливилось учиться у замечательного педагогаживописца Г. В. Жакова. Художник годами нарабатывал мастерство и теперь демонстрирует необыкновенную утончённость и выразительность этой техники. Это достигается виртуозным владением кисти, тонким восприятием цвета, колористическими способностями, умением цельно воспринимать и передавать окружающий мир. Психологически это воздействует на подсознание зрителя, приковывает его внимание, заставляет приблизиться к картине. Выразительность картин художника — это способность останавливать зрителя. Разве можно остаться равнодушным к картинам «Гроза надвигается», «Весенние сумерки», «Солнце спряталось»?

Если работы условно поделить на ранний и поздний периоды, можно отметить, что ранние работы автора более темпераментны, экспрессивны, более локальны: «Жаркий август», «Алтайское поле», «Дорога на Столбовуху», «Туман», «Сентябрь в долине». Во всех работах чувствуется необычайная энергетика цвета.

Художник, мастерски владея в акварельной живописи техникой алла прима (итал.сразу, с первого раза, за один приём) пишет пейзажи свежо, сочно, не затирая, не замутняя цвета. Это является показателем мастерства, требует от художника большой внутренней концентрации.

В более поздних работах прослеживается больше лирики, детализации, но при этом целостность, из-за приёма сфумато, как единого цветового волокна остаётся в работах. Виктор Тайдаков достиг такого уровня совершенства, что в его работах чувствуется его виртуозный подвижный мазок («Волжские просторы», «Вечер у КашпирРудника»). Многие работы художника импрессионистичны «Ветреный день», «Усинские просторы», «На озере Широком», «Два моста», «Октябрьские туманы». Всё в природе мимолётно, всё изменчиво, и эта удивительная способность ухватить трепетное состояние природы автору удаётся.

Работы художника наполнены цветом, светом и воздухом. В живописном пейзаже уметь создать воздушную среду, почувствовать и передать цвет воздуха — дорогого стоит. Художник Фальк Р.Р. сравнивал пейзаж с воздушным аквариумом: всё в нём взаимосвязано, всё неразрывно, всё цельно. Интерес к световоздушной среде, обволакивающей предметы, привёл Виктора Тайдакова к использованию валёрной живописи. (Валёр — это оттенок тона во взаимосвязи с другими оттенками, выражающий определённое соотношение цвета и тени, и позволяющий тоньше и богаче показывать предметы в световоздушной среде). Присмотритесь к работам, и вы почувствуете воздушность, прозрачность и летящий почерк («В Жигулях», «Сентябрь в Жигулях», «Волга под Жигулёвском», «Воскресная Волга»). Любуйтесь красотой пленерной живописи. Пронизанность светом делает её лёгкой и воздушной.

Мы живём среди красивейших мест, но часто не замечаем этого. Художник наделён даром открывать красоту окружающего мира, помогать увидеть её даже в самом обыденном. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратить внимание на выбор трогательных и незамысловатых мотивов в работах «Засызранская сирень», «Заборовская улочка», «Утро в микрорайоне», «Уголок старой Сызрани», «Деревенька» с её извилистой дорогой, приглашающей посетить деревенскую церквушку. Все они поражают своей простой красотой. От них веет добротой и любовью к родным местам. Работы наполнены реальной жизнью, внутренней динамикой.

Нельзя не отметить композиционный дар художника. Какой бы не была совершенной техника, без продуманной композиции ни одна работа не может быть профессиональной. Мастер обладает удивительным свойством передавать настроение. Ни один художник-пейзажист не пренебрегал этим чувством. Снова хочется вспомнить русские традиции в пейзажной живописи. Лирику и психологизм пейзажей Левитана, экспрессию мазка Серова, удаль Коровина.

Когда смотришь на работы Виктора Илларионовича, кажется что всё легко и просто: и колорит присутствует, и композиция завораживает, и люди ненавязчиво создают настроение. Но за всем этим огромный труд, любовь к искусству, отточенное мастерство.

Художник создаёт живописными средствами неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и даёт пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства. Только благодаря дару художника его молчаливое искусство вызывает у зрителя глубокое эмоциональное переживание и пробуждает мысль.

Преподаватель изобразительного искусства
Н. Н. Белякова
СПИСОК РАБОТ
Тайдакова Виктора Илларионовича  ­  
февраль 2012 г.
Восхождение на Эверест.
В базовом лагере 5200 м. х.м. 60*80
Солнечные лучи. х.м. 50*70
Сиреневый вечер. Оргалит, масло 56*60
Осень в лесопарке. х.м. 70*90
Морозный вечер. х.м. 50*70
Троекуровская гора.
Тёплый вечер мая. х.м. 70*90
Седой. х.м. 65*45
У старых тополей. х.м. 70*90
Предновогодний снег. х.м. 60*80
Зимний день. х.м. 75*95
Сентябрь. х.м. 80*60
Зимнее утро. х.м. 80*125
Вышневолоцкие мотивы. х.м. 80*60
Виктор. х.м. 60*50
Наташа. Старая книга. х.м. 60*107
Память. Портрет отца. х.м. 80*60
Счастливое детство.
Сызрань 1959 г. х.м. 60*80
Лето. картон, м. 40*30
Первая весна. х.м. 70*90
Весна. Тихий уголок. х.м. 60*80
Средневолжская лесостепь. оргалит, м. 60*80
Уж осени дыханье. оргалит, м. 60*80
Татьяна. оргалит, м. 60*50
Непогода в Жигулях. х, м. 70*90
Сельский пруд. б, акв 60*83
Начало лета. б, акв 57*79
Два моста. б, акв 56*81
Месяц май. б, акв 60*83
Рудницкий вечер. б, акв 59*82
Холодный дождь. б, акв 59*80
Волжские просторы. б, акв 60*83
Лето в Печерском. б, акв 60*83
Сентябрьская симфония. б, акв 56*81
Зигзаги осени. б, акв 54*81
Незабудки Безымянной высоты. б, акв 39*57
Кубринский родник. б, акв 39*52
Дикие яблоньки. б, акв 57*41
И дождь и солнце. б, акв 49*61
Пойма реки Кубра. б, акв 39*59
В Жигулях. б, акв 45*67
Утро на Правой Волге. б, акв 39*59
Пора уклейки. б, акв 39*56
Лето на Крымзе. б, акв 39*59
На озере Широком. б, акв 40*60
Апрельский паводок. б, акв 38*55
Утро в микрорайоне. б, акв 38*58
Река Сызранка под Ризадеем. б, акв 37*57
Улочка старой Сызрани. б, акв 39*59
Сентябрьские сумерки. б, акв 38*58
Лето в Ризадее. б, акв 39*57
Звонкий день. б, акв 38*59
Воскресный день за Волгой. б, акв 40*56
Сентябрь в Берёзовой. б, акв 38*56
Январское полнолуние. б, акв 37*53
Заборовская улочка. б, акв 38*46
Майский дождь прошёл. б, акв 38*48
День на Благовещение. б, акв 60*80
Притихло. б, акв 59*79
Родина моя. б, акв 60*80
Приволжская деревенька. б, акв 37*57
Сок и Волга. б, акв 37*59
Тревожный вечер. б, акв 56*76
Начало осени. б, акв 56*77
Вечер перед Пасхой.
(Мужской монастырь. Сызрань). б, акв 59*81
Дождь в деревне. б, акв 59*79
Шиповник цветёт. Майский дождь. б, акв 60*82
Сентябрь в долине.б, акв 41*50
Зимний камыш. б, акв 40*50
Осенний день. б, акв 59*83
Октябрь. б, акв 38*55
Рождественская ночь. б, акв 37*57
Зимние стога. б, акв 38*58
Овражки-ромашки. б, акв 38*56
Сухая осень. б, акв 40*57
Тучка вечерняя. б, акв 55*80
Сентябрьские берёзы. б, акв 38*57
Волга у Рудника. б, акв 41*60
Начало лета на реке Уса. б, акв 37*59
Осенний клён. б, акв 38*56
Октябрь. Пруд ГЭС. б, акв 38*56
Апрельские снегири. б, акв 39*57
Ветреный день. б, акв 36*57
Начало марта. б, акв 38*56
Облако и озеро. б, акв 50*77
Март на Воложке. б, акв 38*56
Утро над Волгой. б, акв 37*59
Волга под Жигулёвском. б, акв 39*57
Хорошая погода. б, акв 38*59
Мартовский вечер. б, акв 47*67
Утренняя луна. б, акв 37*57
Сентябрь в Жигулях. б, акв 39*59
Зимние ивы на реке Сок. б, акв 40*57
Скоро Муранка. б, акв 40*59
Осенние этюды. б, акв 38*57
Дом бакенщика. б, акв 40*59
Печерская Волга. б, акв 42*62